Учителя-ветераны
Живут на Алтайской земле замечательные люди: Самошкины Мария Филипповна и Владимир Емельянович. Они родились в начале 20 века. Перед ними прошла вся история советской России. Но они не просто свидетели, они её самые активные участники, строители, герои. История их жизни это и история нашей Родины. В далёком 1930 году в с.Нугаевка Кантемировского района Воронежской области родилась Мария Филипповна. Тяжелые годы разрухи и голода выпали на её детство. В стране полным ходом шла коллективизация. Девочка едва помнит своих дедушку и бабушку. На её глазах их уводили из родного дома как врагов Советской власти. Затерялся след где-то на Дальнем Востоке. Отец с матерью стали работать в колхозе «Красный партизан»; позднее отец стал председателем колхоза. Как удалось пережить голодные 1933, 1937 годы – неведомо. Помнит только Мария Филипповна как набивала полные карманы зелёной вишни, от которой сводило скулы, как собирали ракушки на реке, измельчали и ели, собирали гнилую мороженую картошку, ели лебеду, жмых хлопковый (который позже запретили давать детям т. к оказался очень вредным ), соевый – «Очень вкусный был», - вспоминает Мария Филипповна. Выжили! Жизнь налаживалась, семья росла, подрастало трое детей. Большими планами и надеждами жила семья. Но чёрная туча надвигалась с Запада, неся разрушения, смерть. Шёл 1941 год. Маше тогда было 11 лет. С первых дней войны отец ушёл на фронт участвовал в снятии блокады Ленинграда, был ранен. Много писал из госпиталя жене, но ответные письма почему- то не доходили до него. В 1943 году пропал безвести на Волхвовском направлении. Мама осталась одна с детьми в 29 лет. Навсегда остаётся в памяти Марии Филипповны самый страшный 1942 год. Даже спустя более полувека она не хочет об этом вспоминать. В родное село вошли немцы. Вошли как хозяева, наглые, беспощадные, наводя ужас на беззащитных женщин, детей. Разместились в родной школе. Всех, кто мог работать: женщин, детей, стариков – погнали в концлагерь в нескольких километрах от села. Врезались в память колючая проволока, собаки, вышка, два барака. В одном бараке находились пленные красноармейцы, в другом – жители села. Спали на соломе, ели жидкую похлёбку. Их заставляли расчищать дороги, на станции Узловой, разгружали вагоны, работали в поле. Восемь месяцев пробыли в этом аду! В декабре 1942 года село было отбито нашими войсками. Война продолжалась. Стране нужен был хлеб. И Маша месте с мамой пошла работать в поле. Пахали на коровах, сеяли, пололи просо, свёклу и другие овощи. Дети работали наравне со взрослыми.
День за днем, год за годом ковали в тылу Победу русские женщины, старики, дети. В 1945 году пришел победный май. Это чувство не описать никакими словами. Это «радость со слезами на глазах» В селе известие о победе приняли по-разному, но всех объединяло чувство гордости за страну, чувство патриотизма. Было веселье, песни, гармонь, но были и слезы о невернувшихся родных людях. «Мало радости было в нашей семье, - вспоминает Мария Филипповна,- угасла последняя надежда, что отец вернется».
В 1947 году Мария Филипповна окончила семилетку и отправилась в город Богучар, устраивать свою судьбу. О странном названии города она узнала из легенды, гласившей, что плыл по реке Дон Петр I, любовался прекрасными берегами, в тех самых местах велел наполнить чарку и поднял ее со словами : «В честь Бога». С тех пор стал называться город Богучар. Здесь Мария Филипповна поступила в педучилище. Началась самостоятельная жизнь. Послевоенное время – трудное, голодное время. Но молодежь, смотревшая смело в счастливое будущее, жила и училась весело, напористо. После 3-го курса как лучшая студентка Мария получила путевку на курорт в Липецк. И здесь она впервые встретила свою первую единственную любовь. Это был обычный русый паренек и (какое совпадение!) тоже студент 3-го курса Борисоглебского педучилища Воронежской области, будущий муж Самошкин Владимир Емельянович. Быстро пролетело время первых встреч. Нужно было расставаться. Разъехались по родным городам продолжать учебу. Началась переписка. После окончания педучилища судьба вновь разъединила молодых людей. Мария Филипповна была направлена на работу в Алтайский край, а Владимир Емельянович – в Амурскую область.
Владимир Емельянович – ветеран Комсомола, со стажем 15 лет, ветеран КПСС со стажем 51 год, а также ветеран Войны и труда. Родился в 1924 году в с.Петровское Воронежской области. То же деревенское, босоногое детство, голод, работа, школа. Шестнадцатилетним он встретил войну. К этому времени закончил семилетку. Поступил учиться в ФЗУ на столяра-вагонщика. Отучившись 4 месяца, вернулся в родной колхоз. «Жаркая сенокосная пора,- вспоминает Владимир Емельянович. – Возвращаемся с дальних покосов, а дома ждет страшная весть – ВОЙНА, немцы перешли границу СССР». Многие получили повестки. В семье, то в одной, то в другой – плач, прощание. Село опустело, осиротело. Враги приближались. Ночами начиналась бомбежка. С наступлением темноты нельзя было выходить в светлой одежде, да и где прятаться? Немцы бросали осветительные ракеты – светло, как днем. Потом целенаправленно начинали бомбить.
Были объявлены курсы комбайнеров в г. Борисоглебске. Учился месяц. Август – сентябрь работал помощником комбайнёра. Затем от сельсовета направлен в железнодорожное училище учиться на слесаря-электрика, где отучился восемь месяцев. Фронт приближался. Училище и всех студентов отправляют в эвакуацию в Свердловск. В тяжёлых условиях проходят 6 месяцев работы на заводе по ремонту железнодорожных вагонов. Присвоили разряд. 20 ноября 1942года получил повестку из военкомата. Владимир Емельянович был направлен в первое Астраханское военное пехотное офицерское училище. Успешно сданы экзамены, получена новенькая форма курсанта. Десять месяцев учёбы пролетело быстро. За неделю до выпускных экзаменов срочно отправляют во Владимирскую область город Кержак; спешное обучение полётам на планерах. И вот началась служба в воздушно-десантных войсках в 15 гвардейской бригаде. «Офицеры без звёздочек», - шутит Владимир Емельянович. Страшные, тяжёлые дороги войны прошёл молодой солдат. Участвовал в форсировании Днепра. Тогда из 3000 человек вернулись только 30 солдат. Забрасывали в тыл врага. В 1944 году перевели в Белоруссию. Освоил новые специальности: снайпера и радиста. Когда был совершён прорыв Восточной Пруссии, забросили в тыл врага, в Калининградскую область. Оттуда отправили в Венгрию город Сальнок.
«Для меня это было самое жаркое, самое страшное время,- говорит Владимир Емельянович. - Штурм за освобождение Венгрии. В марте на озере Балатон было жестокое сражение, где я получил ранение. Разрывная пуля попала в бедро. Попал в госпиталь города Будапешта, а оттуда переправлен в Волгоградскую область город Камышен, где пролежал в госпитале до 1946 года. Перенёс несколько операций, но осколки ношу в себе до сих пор. Победу встретил в госпитале, по грудь в гипсе; рядом такие же тяжело раненые солдаты. Слова доктора об окончании войны встретили с тихой радостью».
После выздоровления Владимир Емельянович возвращается на родину, поступает в Борисоглебское педучилище и в 1951 году заканчивает его. С этого времени начинается новый период в истории наших героев.
Отгремела война. Жизнь понемногу налаживалась. Герои наши, будучи студентами, строили планы на будущее. Шел 1951 год. Сданы выпускные экзамены. Но как в песне: «Дан приказ ему на запад, ей в другую сторону…», так и в жизни сложилось. Только не на запад, а на Дальний Восток попал по распределению Владимир Емельянович. Таежный край впечатлял своим величием. Стал работать воспитателем в детском доме. Поступил на заочное отделение Благовещенского пединститута. А Мария Филипповна по распределению приехала на Алтай. Молодым учителям была предложена карта, чтобы выбрать из нескольких районов, район, где хотели бы работать. Мария Филипповна выбрала Кытмановский, поближе к Барнаулу. Их было несколько девчонок. Очень волновались: как примет их незнакомая сибирская сторона. О приезде молодых учительниц уже знали. «В Кытманово нас поместили в школе, - вспоминает Мария Филипповна,- питались в столовой, умывались в реке Чумыш. Всех девчонок определили по селам района. Мы с подругой попросились в лесхозовскую начальную школу 48. Добирались до места 3 дня. Сначала доехали до с. Рублево, остановились у какой-то старушки, сходили в баню, поели, переночевали. Надо ехать дальше. На лошади по тайге доехали до Александровки. Ночевали у дядьки Григория, отведали впервые в жизни медвежатины. На утро отправились с почтальоном к месту до с.Кружало. Кругом лес. Село небольшое, но ребятишек много. В селе завершалось строительство школы. Отгородили часть учительской, поставили топчан, стол. Стали жить при школе вдвоем с подругой. «Дали мне второй класс – интернациональный. Дети самых разных национальностей: немцы, латыши, русские, евреи, поляки, украинцы. Уже в октябре была первая проверка – получила первую похвалу от заведующего РОНО».
Так началась педагогическая деятельность этого замечательного учителя. «Работать было интересно, весело. Ребятня любознательная, все стремились учиться. Учительские коллективы сплоченные, с «огоньком». А что за праздники, эти учительские конференции! Продолжались они 3 дня».
Так прошел год. Открыли в школе пятый класс, ребят стало еще больше. Мария Филипповна вела 6 предметов, т.к учителей не хватало и их по – прежнему оставалось двое. В 1953 году, в апреле, в лесхоз приехал любимый человек, за ней. Зарегистрировались, Мария Филипповна получила пропуск, разрешение жить на территории Амурской области, и отправилась на Дальний Восток к мужу. Работала учителем немецкого языка. Через год родилась первая дочь Инна. На границе с Китаем в то время было неспокойно. Решили вернуться на Алтай. Приехали в Кытмановский район в село Сосновый Лог. Жили на квартире, работали в семилетней школе. В 1957 году Владимир Емельянович стал директором, преподавал химию, биологию, труд. Мария Филипповна работала в две смены, преподавала в первом классе, и в седьмом классе – немецкий и русский языки.
В 1954-55 году началось поднятие целины. Были вбиты первые колышки для строительства. Люди ехали семьями, первое время жили в вагончиках. Дети целинников учились в Сосново – Логовской школе, пока строилась школа в пос. Октябрьский.
В школе создавались агитбригады, ходили на полевые станы, несли информацию, выступали с концертами, выпускали «Боевые листки». В стране была создана программа всеобуча. Многие взрослые люди не умели даже расписываться. Обучение проводили на дому.
И вот 1961 год, 12апреля. По радио передали ошеломляющую весть: человек в космосе! Люди, еще не понимая, не веря этому, переспрашивали друг у друга, смеялись, восхищались. Детская радость светилась на их лицах. Мария Филипповна вспоминает, как зашёл к ним сосед-старик и говорит: «Слышь, Емельяныч, говорят по радио, человек в космосе, наш человек, какой-то Юрий Загогака».
А в августе в селе произошла грандиозная встреча с космонавтом-земляком Германом Титовым. Он вышел из машины, которую тут же окружили ребятишки, в форме, с ясными голубыми глазами, кудрявый. Очень интересный человек.
- Ну как, ребятишки, учитесь? - был его первый вопрос.
- Хорошо!- кричали со всех сторон. Так ознаменовалась космическая эпоха. Все мальчики мечтали стать непременно космонавтами. Следили за полетами космонавтов, собирали их фотографии, знали буквально всех космонавтов поименно. И даже их позывные: «Чайка, чайка, отвечай-ка». Учителя проводили лекторий на родительских собраниях. Владимир Емельянович сам подготовил макет, таблицы для наглядности.
В 1981 г. Мария Филипповна закончила Бийский пединститут. Шло время, росла семья. В 1958 году родился сын Юрий, а в 1961 г. – дочь Ирина. Растили детей в трудных условиях: не было детского сада. Выручали родители Марии Филипповны, помогали ученики. С ранних лет приучали детей к труду, дисциплине, привили любовь к книге, к чтению. Учились самостоятельно, хорошо. Все трое окончили школу на «4» и «5». Юра сдал все экзамены на «5» и поступил в политехнический институт, потом 25 лет посвятил службе в рядах вооружённых сил. Инна после 10 класса, а Ирина после 8 класса поступили в медучилище. Сейчас все работают по специальности. Воспитали детей, дождались внуков. Сейчас у Марии Филипповны и Владимира Емельяновича – 5внуков и 3 правнучки. Очень рады и горды за внучку Наденьку, она тоже стала педагогом.
Преподает историю в школе г.Барнаула.
Сами ветераны ведут активный образ жизни. Живо интересуются делами школы, бывают частыми гостями, встречаются с учениками, молодежью. Мария Филипповна –председатель Совета ветеранов, часто выступает на собраниях, сходах, встречается с пенсионерами, если нужно и похлопочет за них. Успевают делать самостоятельно всю работу по дому. Иной молодой позавидует, какой порядок в огороде пенсионеров: ни травинки! А какой цветник!
А ещё они любят быть в курсе всех событий не только села, района, но и края, страны. Их почтовый ящик не пустует. Несмотря на дороговизну подписных изданий, они постоянно выписывают любимые газеты: «Сельский Вестник», «Алтайская правда», «Советская Россия».
Сколько руководителей страны сменилось на их веку: от И.В.Сталина до Д.А.Медведева. И самые тёплые отзывы, воспоминания это о И.В Сталине о Л.И.Брежневе. Сталинская эпоха характеризуется дисциплиной, борьбой с пьянством, тунеядством, бесплатной учёбой. Солдаты шли в бой с именем Сталина. Страна плакала, когда умер вождь. Политику Горбачёва они называют разрушительной. Цель её сделать так, чтобы люди возненавидели советскую власть, подготовить почву, чтобы легче было развалить существующий строй. Отношение к нынешним политикам негативное. Ну не могут они поверить их красивым словам!
- Что у нас сейчас? Дикий капитализм, безработница, пьянство, наркомания среди молодёжи, недоступность образования. Слова красивые у президента, но олигархи, коррупционеры делают всё по-своему, им никто не управа. Когда-то Россия была путеводной звездой для всех народов, вела борьбу с капитализмом. Сейчас же он процветает. Россия – сырьевой придаток. В армии беспредел. Могилу Неизвестного солдата знает весь мир, так зачем её надо переименовывать в «комплекс» или «мемориал»? А что с сельским хозяйством! Село медленно умирает. Рядовой крестьянин после всех реформ остался ни с чем. Пенсионеры – самый незащищённый слой населения. Увеличение пенсий ничего не даёт. Так с болью в душе за свою родину говорят наши герои о сегодняшней политике. И по-прежнему болит душа за своих внуков, правнуков: как-то у них сложится в жизни? А всё-таки ЛИШЬ БЫ НЕ БЫЛО ВОЙНЫ ! - заключают они.