«Галерея педагогической славы»  
МОУ Сосново-Логовская основная общеобразовательная школа
Учитель: Донских Любовь Ригертовна
Предмет: биология, география, химия


      Работает в нашей Сосново – Логовской школе замечательный педагог, интересный человек – Донских Любовь Ригертовна. Самое примечательное – это то, что она работает в этой школе с первого дня своей трудовой деятельности. Её педагогический и трудовой стаж – 31 год. Преподаёт она биологию, географию и химию в 5 – 9 классах.
     Родилась Любовь Ригертовна в селе Заречное, Кытмановского района, Алтайского края, 01.03.1956 года.
     В 1971 году закончила 8 – летнюю школу в селе Заречное, в 1973 году – 10 класс Кытмановской средней школы, потом Горно-Алтайский педагогический институт.

  Фотография 1.  Студентка Горно-Алтайского педагогического института Бернс Любовь Ригертовна (1975г.)         
        Любовь Ригертовна вспоминает: «Я помню свой первый урок, который я провела на педагогической практике. Я тщательно готовилась к нему. Сидевшая на уроке учительница сказала мне потом, что ребята весь урок не могли за мной «угнаться», т.к. я весь урок быстро передвигалась по классу. А я даже не заметила от волнения. В 1976 году мой первый 9-й класс отнёсся ко мне с уважением и пониманием. Я до сих пор храню большого плюшевого мишку, подарок этих ребят».
     Уроки Любови Ригертовны всегда содержательны и интересны. Она оперативно воспринимает то новое, что становится наиболее актуальным в вопросах образования. Работает над темой «Технология развития критического мышления». Эта технология ставит учеников в активную позицию. Они анализируют уже имеющиеся знания по теме, формулируют новую цель, планируют свою деятельность для её достижения. На уроках ученики не бояться высказывать своё мнение, критиковать. Им интересно, они рады, что есть возможность себя проявить. Учитель развивает самостоятельность и творчество, формирует у учащихся положительную мотивацию к учению. 
      В своей работе главным она считает профессионализм, трудолюбие, добросовестность, творчество. Эти качества стремится воспитывать в своих учениках. А учила она каждого 3-го сосновологовчанина, сейчас учит третье поколение детей.
«Мне есть, кем гордиться и есть за кого переживать,- говорит Любовь Ригертовна. – У меня всегда были хорошие классы, в которых больше было мальчиков. Но я с волнением вспоминаю свой «мужской» класс и класс, в котором учились почти только девочки: было два мальчика, которым от девочек доставалось. За судьбами ребят я наблюдаю и очень радуюсь, когда жизнь у них удачно складывается».
        В течение учебного года Любовь Ригертовна проводит внеклассную работу по предметам (биология и экология). Традиционно весной, под её руководством, в нашей школе проходит  декада по экологии под девизом: «Утром проснулся: приведи в порядок себя, приведи в порядок планету» (слова А.Сент-Экзюпери). На  стенах школы ребята размещают лозунги-призывы  о бережном отношении к природе, которые сами же и оформляют.   Потом эти плакаты вывешиваются в людных местах: в сельском Доме культуры, в конторе, чтобы заставить задуматься руководство и односельчан о состоянии села и его окрестностей. Оформляется фотовыставка «Моя малая Родина», в которой принимают участие учащиеся, учителя и родители. Проводится традиционная ярмарка комнатных растений. Ребята готовят посадочный материал, а учитель информационный блок. Это мероприятие давно вышло за рамки школы: к нам приходят и родители детей, и односельчане. На ярмарке можно купить понравившиеся растения, узнать название, технологию ухода. А ещё  ребята составляют и защищают проекты  «Школьный двор моей новой школы» (озеленение участка), «Цветы в моей школе» (озеленение классных комнат, коридоров и т.д.) и др. Равнодушных на защите проектов не бывает, учащиеся предлагают другие варианты, идёт их обсуждение.
       Любовь Ригертовна курирует ученический комитет по труду и экологии. Под её руководством ребята учатся планировать работу комитета, добиваться выполнения плана на 100%, подводить итоги работы, вносить корректировку. За активную работу и исполнительскую дисциплину комитет не раз награждался Почётными грамотами и Благодарственными письмами.
       Как классный руководитель Любовь Ригертовна стремиться максимально развивать каждого ученика, сохранить его неповторимость, раскрыть его потенциальные возможности. Большое внимание уделяет работе с родителями, привлекает их к жизнедеятельности класса. Вот как отзывается о работе учителя-воспитателя Басарева Елена Владимировна, мама Басаревой Екатерины, выпускницы нашей школы в 2008 – 2009 учебном году:
      «Любовь Ригертовна стала классным руководителем наших детей в 2003 – 2004 учебном году (фото 3). Дети очень быстро привыкли к новому руководителю. С  первых дней Любовь Ригертовна  воспитывала у ребят самостоятельность, поощряла их выбор. На каждом родительском собрании родители узнавали о своём ребёнке что-то новое. Известно, что дома дети одни, а в школе, без родителей, могут проявлять себя совсем с другой стороны. Она подробно рассказывала об успехах наших детей. Если возникали какие-то проблемы, то помогала советом, приводила пример из своей практики.
        Весь класс активно участвовал во всех школьных и внешкольных мероприятиях. Дети постоянно советовались со своим учителем, вместе придумывали какие-то интересные дела, вместе составляли программы. Любовь Ригертовна всегда приглашала на все школьные мероприятия  родителей.
       Ученики были разные: хорошие и «трудные», но со всеми она была доброжелательна, разговаривала спокойно, с юмором. Спасибо Вам за всё, наш уважаемый Учитель!»

  Фотография 3. Донских Л.Р. – классный руководитель 7 класса.
     
        А так отзываются о ней нынешние ученики:
      «Уроки биологии и химии в нашей школе ведёт Донских Л.Р. Это очень добрый человек, хороший, справедливый учитель. Она уважительно относится ко всем своим ученикам, никогда не повышает голоса. В меру строгая и всегда требовательная. И это правильно, потому что на уроках она очень хорошо объясняет, много рассказывает о том, чего нет в учебниках, показывает фильмы, учит составлять проекты. Если тема непонятна, она всегда поможет во внеурочное время. А объясняет материал так, что дома можно не учить, а лишь повторить его. Мы очень уважаем Любовь Ригертовну и будем стараться оправдать её ожидания».
        Любовь Ригертовна всегда идёт вперёд, в ногу со временем. Одна из первых в коллективе освоила компьютер, использует его на уроках. Мастерство учителя обеспечивает стабильные результаты в учебно-воспитательном процессе.  Среди её учеников отстающих нет, качество знаний  стабильно и составляет 65%.
        На вопрос: каким должен быть учитель,  Любовь Ригертовна отвечает: «Учитель должен быть всегда первым, разносторонне образованным, интересным, интеллигентным человеком». В воспитании считает главным добропорядочность, внимательность, коммуникабельность. «Всегда надо идти вперёд, опираясь на положительное прошлое». 
        За свой многолетний и добросовестный труд она не раз была награждена Почётными грамотами районного и краевого комитетов по образованию. Имеет  знак «Почётный работник общего образования РФ».
Но не только как о достойном учителе можно рассказывать о Любови Ригертовне. Она – замечательный  товарищ для своих коллег, прекрасная хозяйка. У неё золотые руки. Какие красивые вещи создаёт она своими руками! В  свободное время занимается вязанием и бисероплетением (фото 4). 

 


Фотография 4. Эти красивые вещи, сделанные руками Любови Ригертовны, украшают стены нашей новой школы
Кроме того, она прекрасная мать. Воспитала сына и дочь, которыми может гордиться. А какое счастье испытала, когда на свет появились её три внучки! 
       В наше непростое время Любовь Ригертовна сумела наполнить свою жизнь смыслом. Её любят дети, уважают односельчане, ценят в коллективе. Школа для неё – это её вторая семья. В одном из интервью она сказала: «Своим коллегам хочу пожелать здоровья, благополучия в семье, терпения, взаимопомощи друг другу, внимания. Ученикам – понять, что учиться необходимо, нужно найти свой путь в жизни, быть здоровыми, успешными, внимательными к окружающим».




                              Учителя-ветераны
  Живут на Алтайской земле замечательные люди: Самошкины Мария Филипповна и Владимир  Емельянович. Они родились в начале 20 века. Перед ними прошла вся история советской России. Но они не просто свидетели, они её самые активные участники, строители, герои. История их жизни это и история нашей Родины. В далёком 1930 году в с.Нугаевка Кантемировского района  Воронежской области родилась Мария Филипповна. Тяжелые годы разрухи и голода выпали на её детство. В стране полным ходом шла  коллективизация. Девочка едва помнит своих дедушку и бабушку. На её глазах их уводили из родного дома как врагов Советской власти. Затерялся след где-то на Дальнем  Востоке. Отец с матерью стали работать в колхозе «Красный партизан»; позднее отец стал председателем колхоза. Как удалось  пережить голодные 1933, 1937 годы – неведомо. Помнит только Мария Филипповна как набивала полные карманы зелёной вишни, от которой сводило скулы, как собирали ракушки на реке, измельчали и ели, собирали гнилую мороженую картошку, ели лебеду, жмых хлопковый (который позже запретили давать детям т. к оказался очень вредным ), соевый – «Очень вкусный был», - вспоминает Мария Филипповна. Выжили! Жизнь налаживалась, семья росла, подрастало трое детей. Большими планами и надеждами жила  семья. Но  чёрная туча  надвигалась с Запада, неся разрушения, смерть. Шёл 1941 год. Маше тогда было 11 лет. С первых дней войны отец ушёл на фронт участвовал в снятии блокады  Ленинграда, был ранен. Много писал из госпиталя жене, но ответные письма почему- то не доходили до него. В 1943 году пропал безвести на Волхвовском направлении. Мама осталась одна с детьми в 29 лет. Навсегда остаётся в памяти Марии Филипповны самый страшный 1942 год. Даже  спустя более полувека она не хочет об этом вспоминать. В родное село  вошли немцы. Вошли как хозяева, наглые, беспощадные, наводя ужас на беззащитных женщин, детей. Разместились в родной школе. Всех, кто мог работать: женщин, детей, стариков – погнали в концлагерь в нескольких  километрах от села. Врезались в память колючая проволока, собаки, вышка, два барака. В одном бараке находились пленные красноармейцы, в другом – жители села. Спали на соломе, ели жидкую похлёбку. Их заставляли расчищать дороги, на станции Узловой, разгружали вагоны, работали в поле. Восемь месяцев пробыли в этом аду! В декабре 1942 года село было отбито нашими войсками. Война продолжалась. Стране нужен был хлеб. И Маша месте с мамой пошла работать в поле. Пахали на коровах, сеяли, пололи просо, свёклу и другие овощи. Дети работали наравне со взрослыми.
      День за днем, год за годом ковали в тылу Победу русские  женщины, старики, дети. В 1945 году пришел победный май. Это чувство не описать никакими словами. Это «радость со слезами на глазах» В селе известие о победе приняли по-разному, но всех объединяло чувство гордости за страну, чувство патриотизма. Было веселье, песни, гармонь, но были и слезы  о невернувшихся родных людях. «Мало радости было в нашей семье, - вспоминает Мария Филипповна,- угасла последняя надежда, что отец вернется».
       В 1947 году Мария Филипповна  окончила семилетку и отправилась в город Богучар, устраивать свою судьбу. О странном названии города она узнала из легенды, гласившей, что плыл по реке Дон Петр I, любовался прекрасными берегами, в тех самых местах велел наполнить чарку и поднял  ее со словами : «В честь Бога». С тех пор стал называться город Богучар. Здесь Мария Филипповна поступила  в педучилище. Началась самостоятельная жизнь. Послевоенное время – трудное, голодное время. Но молодежь, смотревшая  смело в счастливое будущее, жила и училась весело, напористо. После 3-го курса как лучшая студентка Мария получила путевку на курорт в Липецк. И здесь она впервые встретила свою первую единственную любовь. Это был обычный русый паренек и (какое совпадение!) тоже студент 3-го курса Борисоглебского  педучилища Воронежской области, будущий муж Самошкин Владимир Емельянович. Быстро пролетело время первых встреч. Нужно было расставаться. Разъехались по родным городам продолжать учебу. Началась переписка. После окончания педучилища судьба вновь разъединила молодых людей. Мария Филипповна была направлена на работу в Алтайский край, а Владимир Емельянович – в Амурскую область.
      Владимир Емельянович – ветеран Комсомола, со стажем 15 лет, ветеран КПСС со стажем 51 год, а также ветеран Войны и труда. Родился в 1924 году в с.Петровское Воронежской области. То же деревенское, босоногое детство, голод, работа, школа. Шестнадцатилетним он встретил войну. К этому времени закончил семилетку. Поступил учиться в ФЗУ на столяра-вагонщика. Отучившись 4 месяца,  вернулся в родной колхоз. «Жаркая сенокосная пора,- вспоминает  Владимир Емельянович. – Возвращаемся  с дальних покосов, а дома ждет страшная весть – ВОЙНА, немцы перешли границу СССР». Многие получили повестки. В  семье, то в одной, то в другой – плач, прощание. Село опустело, осиротело. Враги приближались. Ночами начиналась бомбежка. С наступлением темноты нельзя было выходить в светлой одежде, да и где прятаться? Немцы бросали осветительные ракеты – светло, как днем. Потом целенаправленно начинали бомбить.
        Были объявлены курсы комбайнеров в г. Борисоглебске.  Учился месяц. Август – сентябрь работал помощником комбайнёра. Затем от сельсовета направлен в железнодорожное училище учиться на слесаря-электрика, где отучился восемь месяцев. Фронт приближался. Училище и всех студентов отправляют в эвакуацию в Свердловск. В тяжёлых условиях проходят 6 месяцев работы на заводе по ремонту железнодорожных вагонов. Присвоили разряд. 20 ноября 1942года получил повестку из военкомата. Владимир Емельянович был направлен в первое Астраханское военное пехотное офицерское училище. Успешно сданы экзамены, получена новенькая форма курсанта. Десять месяцев учёбы пролетело быстро. За неделю до выпускных экзаменов срочно отправляют во Владимирскую область город Кержак; спешное обучение полётам на планерах. И вот началась служба в воздушно-десантных войсках в 15 гвардейской бригаде. «Офицеры без звёздочек», - шутит Владимир Емельянович. Страшные, тяжёлые дороги войны прошёл молодой солдат. Участвовал в форсировании Днепра. Тогда из 3000 человек вернулись только 30 солдат. Забрасывали в тыл врага. В 1944 году перевели в Белоруссию. Освоил новые специальности: снайпера и радиста. Когда был совершён прорыв Восточной Пруссии, забросили  в тыл врага, в Калининградскую область. Оттуда отправили в Венгрию город Сальнок.
       «Для меня  это было самое жаркое, самое страшное время,- говорит Владимир Емельянович. - Штурм за освобождение Венгрии. В марте на озере Балатон было жестокое сражение, где я получил ранение. Разрывная пуля попала в бедро. Попал в госпиталь города Будапешта, а оттуда переправлен в Волгоградскую область город Камышен, где пролежал в госпитале до 1946 года. Перенёс несколько операций, но осколки ношу в себе до сих пор. Победу встретил в госпитале, по грудь в гипсе; рядом такие же тяжело раненые солдаты. Слова доктора об окончании войны встретили с тихой  радостью».      
      После выздоровления Владимир Емельянович возвращается на родину, поступает в Борисоглебское педучилище и в  1951 году заканчивает его. С этого времени начинается новый период в истории наших героев.
      Отгремела война. Жизнь понемногу  налаживалась. Герои наши, будучи студентами, строили планы на будущее. Шел 1951 год. Сданы выпускные экзамены. Но как в песне: «Дан приказ ему на запад, ей в другую сторону…», так и в жизни сложилось. Только не на запад, а на Дальний Восток попал по распределению Владимир  Емельянович. Таежный край впечатлял своим величием. Стал  работать воспитателем в детском доме.  Поступил на заочное отделение Благовещенского пединститута. А  Мария Филипповна по распределению приехала на Алтай. Молодым учителям была предложена карта, чтобы выбрать из нескольких районов, район, где хотели бы работать. Мария Филипповна выбрала Кытмановский, поближе к Барнаулу. Их было несколько девчонок. Очень волновались: как примет их  незнакомая сибирская сторона. О приезде молодых учительниц уже знали. «В  Кытманово нас поместили в школе, - вспоминает Мария Филипповна,- питались в столовой, умывались в реке Чумыш. Всех  девчонок  определили  по селам района. Мы  с подругой попросились в лесхозовскую  начальную школу 48. Добирались до места 3 дня. Сначала доехали до с. Рублево, остановились у какой-то старушки, сходили в баню, поели, переночевали. Надо ехать дальше. На лошади по тайге доехали до Александровки. Ночевали  у дядьки Григория, отведали впервые в жизни медвежатины. На утро отправились с почтальоном к месту до с.Кружало. Кругом  лес. Село небольшое, но ребятишек много. В селе завершалось строительство школы. Отгородили часть учительской, поставили топчан, стол. Стали жить при школе вдвоем с подругой.    «Дали мне второй класс – интернациональный. Дети самых разных национальностей: немцы, латыши, русские, евреи, поляки, украинцы. Уже в октябре была первая проверка – получила  первую похвалу от заведующего РОНО».
     Так началась  педагогическая деятельность этого замечательного учителя. «Работать было интересно, весело. Ребятня любознательная, все стремились учиться. Учительские коллективы сплоченные, с «огоньком». А что за праздники, эти учительские конференции! Продолжались они 3 дня».
       Так прошел год. Открыли в школе пятый класс, ребят стало еще больше. Мария Филипповна вела 6 предметов, т.к учителей не хватало и их по – прежнему  оставалось двое. В 1953  году, в апреле, в лесхоз приехал  любимый человек, за ней. Зарегистрировались, Мария Филипповна получила пропуск, разрешение жить на территории Амурской области, и отправилась на Дальний Восток к мужу. Работала учителем немецкого языка. Через год родилась  первая дочь Инна. На границе  с Китаем в то время было неспокойно. Решили вернуться на Алтай. Приехали в Кытмановский район в село Сосновый Лог. Жили на квартире, работали в семилетней школе. В 1957 году Владимир Емельянович  стал директором, преподавал химию, биологию, труд. Мария Филипповна работала в две смены, преподавала в первом классе, и в седьмом классе – немецкий и русский языки.
       В 1954-55 году началось поднятие целины. Были вбиты первые колышки для строительства. Люди ехали семьями, первое время жили в вагончиках. Дети целинников учились в Сосново – Логовской школе, пока строилась школа в пос. Октябрьский.
       В школе создавались агитбригады, ходили на полевые станы, несли  информацию, выступали с концертами, выпускали «Боевые листки».  В стране была создана программа всеобуча. Многие взрослые люди не умели даже расписываться. Обучение проводили на дому.                                                                
       И вот 1961 год, 12апреля. По радио передали ошеломляющую весть: человек в космосе! Люди, еще не понимая, не веря этому, переспрашивали друг у друга, смеялись, восхищались. Детская радость светилась на их лицах. Мария  Филипповна  вспоминает, как зашёл к ним сосед-старик и говорит: «Слышь, Емельяныч, говорят  по радио, человек в космосе, наш человек, какой-то Юрий  Загогака».
       А в августе  в селе произошла грандиозная  встреча с космонавтом-земляком  Германом Титовым. Он вышел из машины, которую  тут же окружили ребятишки, в форме, с ясными голубыми глазами, кудрявый.  Очень  интересный  человек.             
     - Ну как, ребятишки, учитесь? - был  его первый вопрос.    
     - Хорошо!- кричали  со  всех сторон.  Так  ознаменовалась  космическая эпоха.  Все  мальчики  мечтали  стать  непременно  космонавтами.  Следили за  полетами  космонавтов,  собирали  их  фотографии, знали  буквально  всех  космонавтов поименно.  И даже  их  позывные: «Чайка, чайка, отвечай-ка». Учителя  проводили  лекторий на  родительских  собраниях.  Владимир  Емельянович   сам  подготовил  макет,  таблицы  для  наглядности.
       В 1981 г. Мария  Филипповна  закончила  Бийский   пединститут. Шло  время,  росла  семья.   В 1958 году  родился  сын  Юрий, а в 1961 г. – дочь  Ирина.   Растили  детей  в  трудных  условиях: не  было  детского сада. Выручали   родители  Марии Филипповны, помогали  ученики.   С  ранних  лет  приучали   детей  к  труду, дисциплине, привили  любовь  к  книге,  к  чтению.  Учились самостоятельно, хорошо.  Все  трое  окончили  школу  на «4» и «5». Юра сдал  все   экзамены   на  «5» и поступил   в  политехнический  институт, потом  25 лет   посвятил службе  в  рядах  вооружённых  сил.   Инна   после  10  класса, а Ирина  после 8 класса поступили в  медучилище.  Сейчас  все  работают по  специальности. Воспитали  детей,  дождались  внуков.   Сейчас  у  Марии  Филипповны  и Владимира  Емельяновича – 5внуков и 3  правнучки.   Очень  рады и  горды   за  внучку  Наденьку,  она  тоже  стала  педагогом.   
Преподает историю в школе г.Барнаула.                                                                                        
       Сами  ветераны  ведут  активный  образ  жизни.  Живо  интересуются  делами  школы, бывают  частыми  гостями, встречаются  с  учениками,   молодежью.  Мария   Филипповна –председатель Совета  ветеранов,  часто  выступает  на  собраниях,  сходах, встречается  с  пенсионерами,  если  нужно  и  похлопочет  за   них. Успевают  делать  самостоятельно   всю  работу  по  дому.  Иной молодой  позавидует, какой  порядок  в  огороде   пенсионеров: ни  травинки!  А какой  цветник!
        А ещё они любят быть в курсе всех событий  не только села, района, но и края, страны. Их почтовый ящик не пустует. Несмотря на дороговизну  подписных изданий, они постоянно выписывают любимые газеты: «Сельский Вестник», «Алтайская правда», «Советская Россия».
       Сколько руководителей страны сменилось на их веку: от И.В.Сталина до Д.А.Медведева. И самые тёплые отзывы, воспоминания это о И.В Сталине о Л.И.Брежневе. Сталинская эпоха характеризуется дисциплиной, борьбой с пьянством, тунеядством, бесплатной учёбой. Солдаты  шли в бой с именем Сталина. Страна плакала, когда умер вождь. Политику Горбачёва они называют разрушительной. Цель её сделать так, чтобы люди возненавидели советскую власть, подготовить почву, чтобы легче было развалить существующий строй. Отношение к нынешним политикам негативное. Ну не могут они поверить их красивым словам!
- Что у нас сейчас? Дикий капитализм, безработница, пьянство, наркомания среди молодёжи, недоступность образования. Слова красивые у президента, но олигархи, коррупционеры делают всё по-своему, им никто не управа. Когда-то Россия была путеводной звездой для всех народов, вела борьбу с капитализмом. Сейчас же он процветает. Россия – сырьевой придаток. В армии беспредел. Могилу Неизвестного солдата знает весь мир, так зачем её надо переименовывать в «комплекс» или «мемориал»? А что с сельским хозяйством! Село медленно умирает. Рядовой крестьянин после всех реформ остался ни с чем. Пенсионеры – самый  незащищённый слой населения. Увеличение пенсий ничего не даёт. Так  с болью в душе за свою родину говорят наши герои о сегодняшней политике. И по-прежнему болит душа за своих внуков, правнуков: как-то у них сложится в жизни? А всё-таки ЛИШЬ БЫ НЕ БЫЛО ВОЙНЫ ! - заключают они. 
Год учителя

Hosted by uCoz